Цигун – Небесного круговорота

0
1393
Цигун – Небесного круговорота
Китайская цивилизация предложила человечеству удивительные методы оздоровления, укрепления физического и психического состояния человека, которые сегодня активно используются как в восточной, так и в западной медицине. Однако основной смысл цигун заключен не в оздоровлении, а в воспитании «истинного человека» или «человека целостных свойств». Это не просто набор упражнений, перед нами прежде всего — особое миропереживание, мистическое проникновение во внутренние потоки мира.

И в то же время китайские мастера считают состояние, которое приходит к человеку в процессе занятий «внутренним искусством», не только вполне естественным, но и «изначальным ликом человека». В суматохе дел этот «изначальный лик» постоянно загрязняется мирскими наносами, а это источник невротических состояний, болезней, взаимного недоверия, злобы, замкнутости. Что нужно для того, чтобы вернуться к чистоте своих природных свойств. Кажется, немного, но как сложно это дается! Многие полагают, что достаточно лишь регулярно заниматься какими-то экзотическими упражнениями, посвящая, например, долгие часы занятиям китайским цигун, тайцзицюань или индийской йогой и даже изобретая свои собственные системы. Но традиционный Восток учил другому в основе любой духовной практики лежит не комплекс упражнений, не внешнее движение, а искренность души, открытость и доверие миру. «Кто искренен к людям, тому доверяет даже Небо», — говорил мастер «внутреннего искусства» Чэнь Иньцзе.

Главное, как советовали древние даосы, «следуя Великим Путем, не забрести на узкие тропинки», не попасть в ловушку показных упражнений, чистой «красивости», не ставить себе каких-то мелких целей. Надо просто идти по Пути — спокойно, светло, безгорестно. Первым шагом в этом странствии может стать комплекс «Небесного круговорота». Долгое время, даже в самом Китае, он  считался «непередаваемым вовне», то есть за пределы узкой школы. Этот комплекс в принципе доступен всем. Он поможет и тем, кто хочет поправить здоровье, стабилизировать психику.

Что такое Цигун?

История цигун насчитывает по крайней мере 2000 лет. На протяжении своего существования эта система носила десятки названий даоинь, питание энергией ци (фуци, шици), внутреннее мастерство (нэйгун) и др.

Так что же такое цигун Известный китайский специалист по цигун Линь Хоушэн пишет, что это «обобщение опыта саморегуляции, обладающий характерными особенностями эффективный метод самолечения и занятий, основанный на закалке семени — цзин, духа — шэнь и пневмы — ци». Другой крупный специалист Ли Чжижу говорит более обобщенно «С точки зрения семантической, это достижение мастерства в упражнении ци. С точки зрения методологической и потенциальных возможностей, это характерное для Китая искусство оздоровления тела». Итак, цигун не простая дыхательная гимнастика и не обычный аутотренинг, но система, неотторжимая от основных понятий китайской натурфилософии и метафизики, которые и по сей день служат для объяснения основ цигун.

Сколь сложны и многочисленны ни были бы системы цигун, в их основе лежат три важнейшие составляющие части. Соединяясь в едином упражнении, они и позволяют достичь столь эффективных результатов. Тремя составляющими цигун, или, как их называют в Китае, тремя факторами, являются регуляция позиций тела, дыхания и психического состояния. Проще говоря, цигун складывается из правильного дыхания, удобной позиции и умения сосредоточиться. Эти три фактора охватывают как внешнее, так и внутреннее в человеке, как его физическое, так и психическое состояние. Пренебрежение или малейшая неточность в их отработке сводит на нет все занятия.

Три фактора цигун не отрабатываются по отдельности. Это как бы три этапа освоения каждого упражнения. Сначала займите позицию, затем уделите внимание постановке правильного дыхания, а потом сосредоточьтесь на определенных частях тела или на циркуляции ци по каналам. Со временем все это будет делаться автоматически.

Регуляция позиций тела

Правильная позиция — это первый шаг к овладению цигун. Умение принять удобную позицию, в которой можно полностью расслабиться и наладить правильное дыхание, — большое искусство. Пройдет немало времени, прежде чем вы почувствуете, что не позиция управляет вами, а вы сами контролируете каждую часть своего тела. Правильная позиция — это позиция, которую вы не замечаете.

Дословный перевод термина «тяошэнь», который употребляется в древнекитайских трактатах, означает «упорядочивание тела». Это понятие как бы перекидывает мост между внешним и внутренним в человеке, соединяет его телесность и духовность в единое целое.

На первом этапе занятий тяошэнь основной задачей является достижение расслабления, что позволяет полностью сосредоточиться. В дальнейшем лишь одна правильная позиция может обеспечить свободную циркуляцию ци. На этом принципе основан ряд стилей ушу, например тайцзицюань, некоторые упражнения цигун из раздела чжаньчжуангуан («стояние столбом»). Постепенно вы почувствуете, что, приняв определенную позицию, у вас без волевого вмешательства налаживается дыхание, устраняются отвлекающие мысли, вы ощущаете стабильность в позе и умиротворение духа, или, как говорили в Китае, «ноги приклеены к Земле, а голова привязана к Небу». Это этап интенсивного взаимодействия и взаимовосполнения внешнего и внутреннего начал в человеке.

Основа любой позиции цигун — это расслабление. Оно не наступает автоматически после начала занятий, следует специально сосредоточиться на глубоком и полном расслаблении. Имеется немало способов сделать это, и во время тренировок, возможно, вы найдете свои методы и принципы, мы же расскажем о наиболее простых.

Современный цигун рассматривает три способа расслабления на начальном этапе занятий. Первый способ называется естественным, при этом все тело расслабляется одновременно, а разум не фиксируется на внешних предметах или внутренних переживаниях, он находится в «свободном странствии».

Однако бывает трудно расслабиться одновременно, особенно после напряженной работы или не имея определенного опыта. В этом случае полезно использовать метод расслабления по частям. Расслабляйтесь в такой последовательности: мышцы лица и шеи, грудь и плечи, живот, предплечья и кисти, бедра, голени, ступни. Медленно проведите мысленным взором по этим частям тела, как бы сбрасывая с них напряжение; процедура обычно занимает 1 — 2 мин.

Весьма эффективен традиционный способ расслабления, называемый «три линии»: это передняя, задняя и боковые поверхности тела. Начинайте с расслабления боковых линий боковые поверхности головы (уши), шеи, плечи, локти, предплечья, запястья и кисти (обратите особое внимание на плечи, локти и пальцы — их обычно расслабляют недостаточно). Затем переходите к расслаблению второй линии, то есть передней поверхности тела это лицо, шея, грудь, живот, бедра, голени, голеностопные суставы, ступни и пальцы ног. После этого расслабление задней поверхности тела, к которой относятся: теменно-заты-лочная область, шея, спина, поясница, бедра, голени (икроножные мышцы), ахилловы сухожилия, стопы. Мышцы расслабляются сверху вниз. В данном случае на расслабление каждой линии следует затрачивать не менее 3 мин. Затем сосредоточьте внимание на даньтянь, как бы сводя воедино все три линии. После этого ваше тело готово к занятиям цигун.

Если вы не научились расслабляться за один сеанс, то повторите метод «трех линий» еще 1 — 2 раза. Пусть вас не смущает количество времени, затрачиваемое на этот процесс. Даже если ваши первые занятия цигун будут состоять лишь из одного такого упражнения, оно принесет пользы вашему здоровью больше, нежели вы приступите к более сложным упражнениям, не научившись расслабляться.

После окончания сеанса расслабления еще раз проведите мысленным взором по всему телу, что позволит вам обнаружить нерасслабленные участки. Они могут свидетельствовать о том, что орган, который связан с ними, болен. Тогда рекомендуется проделать несколько раз следующий прием. Представьте, что данный участок тела немного нагревается, будто его поместили в теплую воду. Это не только может привести к расслаблению, но и улучшит кровообращение, будет способствовать излечению разного рода дисфункций, например печени, почек, сердца.

В гимнастике цигун имеется несколько десятков различных позиций, однако все они типологически сводимы к трем позиции стоя, лежа и сидя. Существуют и общие закономерности регуляции этих позиций. Прежде всего необходимо опустить плечи. Такой, казалось бы, элементарный принцип чаще всего нарушается неопытными занимающимися, особенно при движениях руками. Голову всегда держите прямо, при этом немного втяните подбородок, не напрягая шеи. Следите за тем, чтобы корпус не был наклонен в сторону.

По традиционным представлениям, нарушение этих принципов грозит серьезными расстройствами здоровья, так как ци застаивается в «трех заставах» (сань гуань) — неких точках, в которых может создаться непреодолимая преграда для циркуляции энергии. Первая застава — вэйлюй — располагается у основания копчика; вторая — цзяцзи — в районе точки минмэнь между I и III поясничными позвонками; третья — юйчжэнь — у основания черепа. Если занимающийся наклоняет голову, то ци застаивается в районе юйчжэнь и не проходит в верхний даньтянь, отчего могут начаться сильные головные боли или даже психическое расстройство. Наклон позвоночника и застой ци в районе цзяцзи может вызвать расстройства в работе печени, почек, легких. Напряжение в ногах, неправильная посадка или неровный шаг вызывают застой в районе вэйлюй, что нарушает деятельность мочеполовой системы, а также не позволяет ци подниматься из нижнего даньтянь наверх. Поэтому особенно следите, чтобы эти три участка были расслаблены.

Теперь перейдем к описанию базовых позиций цигун. Здесь мы опишем лишь важнейшие принципы, конкретные уточнения могут вноситься в зависимости от упражнений.

Позиция стоя

Естественная позиция поставьте ноги на ширине плеч, ступни параллельны друг другу. Шею не напрягать, голову держать прямо, подбородок слегка втянуть. Опустить плечи, немного втянуть грудь, живот выпятить. Позвоночник держать прямо, ягодицы слегка напряжены. Ноги чуть согнуты в коленях, однако это не должно быть слишком утомительным для вас. Пальцы ног немного поджаты, пытайтесь центральной точкой стопы юнцюань («бьющий родник») ощущать землю. Глаза и рот полуприкрыты, губы и зубы плотно не сжимать. Руки можно свободно опустить вдоль бедер или сложить перед животом. В последнем случае одна ладонь вкладывается в другую, правая ладонь располагается сверху, а левая снизу, большие пальцы скрещиваются. Немного покачайтесь на ногах вперед-назад, влево-вправо, проверяя, насколько устойчиво вы стоите.

Позиция стояПозиция «трех кругов» ноги стоят на ширине плеч, носки немного повернуты вовнутрь — это первый круг. Обе ладони располагаются на расстоянии 30—35 см от корпуса на уровне груди или живота. Руки в локтях согнуты и предплечья образуют окружность — это второй круг. Третий круг образуется ладонями, направленными центрами друг к другу, запястья согнуты. Пальцы чуть расставлены, центры ладоней (точки лаогун) немного втянуты. Представьте, будто вы захватываете шар. Это наиболее распространенная позиция стоя, она широко используется как в лечебно-оздоровительном, так и в медитативном цигун (рис. 1).

Позиция стоя чаще всего используется физически крепкими людьми, способными долгое время находиться на ногах. Она не рекомендуется склонным к отечности ног, расширению вен, гипертонии, болезням сердца, тем, кто страдает остеохондрозом, а так же в период ремиссий вяло текущих заболеваний беременным женщинам.

Позиция сидя

Позиция сидяОбычная позиция сядьте на табурет или, что менее желательно, на стул со спинкой. Ноги согнуты в коленях под 90°, стопы стоят на полу. Держите спину ровно, не отклоняясь назад и не наклоняясь вперед. Опустите плечи, ладони положите на бедра или на колени. Подбородок немного втяните, глаза полуприкрыты и смотрят в пол на 2 м от себя. Язык касается верхнего нёба. Полностью расслабьтесь (рис. 2).

Свободная позиция скрестив ноги сядьте на мягкий коврик и скрестите ноги, подведите пятки как можно ближе к себе. Выпрямите спину, руки сложите на коленях перед даньтянь или положите ладони на колени (рис. 3).

Позиция «полулотоса» сядьте на мягкий коврик, скрестив ноги. Затем положите левую ногу на правую или наоборот. При этом стопа левой ноги должна быть обращена вверх и лежать либо на бедре, либо на подколенном сгибе правой ноги. Для удобства посадки придвиньте пятку правой ноги как можно ближе к себе. Это позволит полностью выпрямить спину. Остальные требования такие же, как и в предыдущих позициях (рис. 4). Руки положите на колени либо положите левую ладонь тыльной стороной в ладонь правой руки, большие пальцы перекрещиваются.

Позиция полулотоса

Позиции сидя являются наиболее удобными для большинства занимающихся и не имеют противопоказаний. Это оптимальный вариант позиции для начинающих, а также для пожилых и ослабленных людей.

Позиция лежа

Позиция лежа на спине ложась на спину, поместите под голову жесткую подушку или валик так, чтобы верхняя часть туловища находилась чуть выше нижней. Однако подушка не должна быть слишком высокой, так как это может затруднить дыхание. Ложе не должно быть очень мягким, в то же время не рекомендуется лежать на полу или на голых досках. Ноги естественно вытянуты, руки лежат по бокам, соприкасаясь ладонями и локтями с ложем. Обратите внимание на то, чтобы тело было по возможности выпрямленным и вы не испытывали неудобств (рис. 5).

Позиция лежа

Позиция лежа на боку считается, что оптимальной является позиция лежа на правом боку, так как это не сдавливает грудную клетку в области сердца. Правая ладонь лежит под правой щекой, левая располагается на левом бедре или ягодице. Голова немного наклонена вперед, при этом старайтесь держать спину прямой. Правая нога естественно вытянута, левая нога лежит на правой и немного согнута в колене (под углом 120°). Тело должно быть подобно ненатянутому луку (рис. 6).

Древние знатоки подчеркивали предельную естественность позиции лежа, когда все регулируется само по себе без волевого вмешательства. Удобство позиции, расслабленность, спокойное, но чуткое состояние духа позволяют полностью реализовать в позиции лежа многие аспекты цигун. Нередко занимающиеся пренебрегают этой позицией, считая ее уделом больных людей. Однако глубокое дыхание перед сном и после того как вы проснулись удобнее всего проводить именно лежа. Это прекрасный способ для восстановления сил, регуляции сна. Естественно, что она весьма эффективна для занятий пожилых и больных людей в период реабилитации и поэтому широко используется в китайских лечебницах и санаториях. Важно лишь, чтобы это было не простое расслабленное лежание, а полноценные занятия цигун.

Регуляция дыхания

Понятие дыхания в цигун, равно как и в древних системах даоинь, связано с понятием ци. В одних случаях это полные синонимы («напитать тело небесным ци»), в других — взаимодополняющие факторы. Различные типы дыхания создают и различную циркуляцию ци в организме. В цигун их насчитывается несколько десятков, но все они типологически своди мы к основным, о которых и пойдет речь ниже.

Естественное дыхание

Это самый простой тип дыхания, но не впадайте в иллюзию, что им владеет каждый. Обычно люди, не освоившие цигун, дышат затрудненно. К этому приводят неправильная поза, неудобная одежда, излишнее напряжение в теле и даже неправильная походка. Естественное дыхание можно использовать не только во время выполнения упражнений, но и в повседневной жизни, стоит лишь правильно отрегулировать позицию тела и душевный настрой. Овладев этим, вы превратите любой вид деятельности в своеобразный цигун, и каждое действие будет приносить пользу.

Естественное дыхание должно быть неглубоким, свободным, мягким, долгим. Это не простой набор слов, постарайтесь вдуматься в них, а затем корректируйте позиции своего тела, чтобы ваше дыхание стало действительно естественным. Все упражнения комплексов цигун начинайте с естественного типа дыхания, его все время стоит придерживаться людям, страдающим туберкулезом, астматическими заболеваниями.

Прямое брюшное дыхание (шунь фу хуси)

Это наиболее распространенный тип дыхания, используемый как в цигун, так и тайцзицюань. Дыхание в цигун осуществляется преимущественно при помощи движений животом, втягивая и выпячивая его Это так называемое брюшное, или абдоминальное, дыхание. При прямом брюшном дыхании на вдохе передняя стенка живота выпячивается вперед, живот как бы надувается. Диафрагма при этом опускается вниз, создавая вакуум в легких и увеличивая объем вдыхаемого воздуха. На выдохе живот втягивается, диафрагма поднимается.

Обратное брюшное дыхание (ни фу хуси)

Этот тип дыхания прямо противоположен предыдущему. При вдохе передняя брюшная стенка втягивается вовнутрь, а мышцы живота чуть напрягаются. При выдохе передняя брюшная стенка выпячивается вперед, диафрагма опускается. Это важнейший тип дыхания, необходимый для циркуляции ци. Считается, что, втягивая живот на вдохе, мы заставляем ци совершать круговорот по каналам цзиньло. Поэтому обратное брюшное дыхание чаще всего используется в комплексах «Небесного круговорота», а также в старых школах тайцзицюань.

Два типа брюшного дыхания

Первый — это естественный тип брюшного дыхания, которое может быть как прямым, так и обратным. Во время такого дыхания не предусматривается концентрация внимания на циркуляции ци или выбросе силы. Оно используется всегда в начальных стадиях упражнений, когда необходимо погрузиться в состояние покоя, расслабиться. На ранних этапах занятий цигун не торопитесь перешагивать через эту ступень. Даже опытные знатоки цигун приступают к основной части тренировки лишь после краткого вводного цикла естественного брюшного дыхания.

Второй тип — глубокое брюшное дыхание. Он достигается постепенным углублением и замедлением естественного брюшного дыхания, а также с применением принципов «используя волю, проводить ци по организму» и с «выбросом силы», где это необходимо.

Ни прямым, ни обратным брюшным дыханием нельзя заниматься в течение 1—1,5 ч после еды.

Дыхание с задержками (тунби хусифа)

Задержки после вдоха или выдоха могут достигать от 1 с до нескольких минут. Это сложный, но эффективный тип дыхания. Он применяется во время медитативных сеансов, а также при выполнении комплексов для нормализации обмена веществ. Вдох через нос, выдох через нос (биху поуси).

Этот тип дыхания может сочетаться с прямым и обратным брюшным дыханием и используется при заболеваниях дыхательных путей, а также в мнемоническом цигун.

Дыхание малого Небесного круговорота

Данный комплексный тип дыхания обычно сочетается с одним из предыдущих. Его характерная особенность заключается в том, чтобы мысленно сконцентрироваться на прохождении ци по малому Небесному круговороту (подробнее см. «Цигун Небесного круговорота»). Он полезен при расстройствах нервной системы, а также служит основным типом дыхания в статичном цигун высшей сложности.

Латентное дыхание (цянь хусифа)

Латентный тип дыхания в отличие от предыдущих не может быть вызван искусственно, он устанавливается сам после сеанса прямого или обратного брюшного дыхания. Дыхание постепенно становится нитевидным, так что для стороннего наблюдателя кажется, что вы совсем перестали дышать.

При латентном дыхании организм отдыхает лучше всего, поэтому оно полезно для восстановления физических и психических сил. Прибегайте к нему, если чувствуете, что попали в стрессовую ситуацию и вам необходимо стабилизировать собственную психику.

«Истинное дыхание» (чжэньсифа)

«Истинное дыхание» было целью всех даосских дыхательных систем туна. Про него говорили «Когда прекращается обыденное дыхание, то начинается истинное дыхание». Оно является продолжением нелатентного типа на более высоком этапе занятий. «Истинное дыхание» соответствует значительному уменьшению дыхательных циклов — «исчезновению дыхания».

Система цигун «Небесного круговорота»

Обычно занятия цигун проходят 4 этапа. На первом этапе вы осваиваете саму методику выполнения упражнений. В этот период вам придется часто сверяться с пособием, проверять свою позицию перед зеркалом, обращать внимание на соответствие типа дыхания упражнению. Постепенно время на освоение новых упражнений будет сокращаться, и вполне возможно, что вы сможете полностью осваивать программу за 3—4 дня интенсивных занятий.

На втором этапе наступает первая отдача от упражнений, вы почувствуете, как улучшается ряд функций организма, нормализуется сон, создается надежная антистрессовая защита, стабилизируется психика. Это этап «обуздания сердца», то есть переведения занятий цигун во «внутреннее» состояние. Он принципиально отличен от первого этапа, когда вашей задачей было «внешнее» заучивание формы.

Третий этап характеризует окончательное внешнее и внутреннее понимание и усвоение упражнения. Нередко он бывает неожиданным для занимающихся после резкого улучшения самочувствия вдруг наступает ухудшение. Недуги, которые, казалось бы, покинули ваше тело, вновь просыпаются. Обычно проявляются различные вялотекущие болезни — тонзиллит, ринит, гастрит, могут начаться незначительные головные боли. Не пугайтесь и не прекращайте занятий. Китайские специалисты считают, что так знаменуется «уход» болезней из тела, его «очищение». Третий этап готовит ваше сердце и тело к четвертому, когда реализуется вся эффективность цигун: «затухание мысли и озарение всех предметов и явлений, самозабытие и недеяние» — так описывается этот этап в даосских сочинениях. Действительно, в такие моменты занятия цигун становятся не просто терапевтическими упражнениями, но способом самораскрытия и самовосполнения за счет полной гармонии с «единым телом» мира.

Базовые упражнения

Задачи базовых упражнений заключаются в том, чтобы на основе простейших движений и принципов скоординировать три важнейшие составные части цигун — дыхание, позиция и внимание.

Вас не должна смущать кажущаяся простота упражнений. Многие учителя цигун занимаются ими всю жизнь, раскрывая все новые и новые возможности в, казалось бы, элементарных движениях. К любому комплексу цигун нельзя переходить, если у вас сознание не успокоено, дыхание неровно, а тело напряжено. В этом случае цигун может нанести даже вред вашей психике и телу. Поэтому базовые упражнения — это своеобразный способ обезопасить себя, настроить свой организм. Не пренебрегайте ими, не выполняйте их механически!

Мы приводим здесь два простейших упражнения. Перед сложными комплексами, будь то мягкий или жесткий цигун, достаточно проделать каждое упражнение 6 — 10 раз.

Глубокое медленное дыхание (чэнь чан хуси)

С этого упражнения можно начинать любой комплекс цигун, а также выполнять его рано утром и перед сном.

Встаньте, выпрямившись, положите обе ладони на даньтянь, одна на другую. Мужчины кладут правую руку на левую, женщины — левую на правую. Медленно сделайте выдох. Во время выдоха кончик языка перемещается от задней поверхности зубов верхней челюсти к задней поверхности зубов нижней челюсти. Сконцентрируйтесь на ощущении покоя, замедленности, очищения организма от отработанного воздуха. Одновременно с выдохом немного согните ноги в коленях таким образом, чтобы колени проецировались на пальцы ног. Руки немного нажимают на дань-нянь, способствуя прямому брюшному дыханию.

После короткой задержки начинайте вдох через нос. Язык поднимается к верхнему ряду зубов. Закончив вдох, выпрямите ноги, не напрягая их. Затем начинайте упражнение вновь. Не торопитесь, вставайте и приседайте без рывков. Перед началом комплексов цигун выполните так 3 раза, утром и вечером 10 — 16 раз.

Это упражнение введите в комплекс тренировки с первых дней занятий. В первую неделю занятий полезно ограничить практику двумя упражнениями — «глубокое медленное дыхание» и «упражнение открытого и закрытого».
Упражнение можно практиковать и вне комплексов, например, если вы устали, сбили дыхание во время тяжелой физической работы. Считается, что оно способствует активизации каналов цзиньло и разогревает область среднего и нижнего даньтянь.

«Упражнение открытого и закрытого» (кай-хэ гун)

Кай-хэ гун — «цигун открытого и закрытого» представляет собой одно из базовых упражнений цигун и рекомендуется всем начинающим. Практика кай-хэ гун в течение 5—6 месяцев поможет вам овладеть сочетанием дыхания, мысли и позиции. Это просто и в то же время удивительно эффективно.

Прежде всего необходимо ясно представить смысл китайских понятий «кай» — открытое или открывание и «хэ» — закрытое, соединенное, приведенное в гармоничное единство. «Кай» соответствует фазе выдоха и выброса ци, а также циркуляции ци по каналам цзиньло. «Хэ» — концентрация ци в даньтянь, вдох, сведение рук. Кай-хэ — это не только внешние движения, например разведение и сведение рук, или ритмичное дыхание.

Надо ясно представить бесконечную череду трансформации в человеке и соответствие их трансформациям во Вселенной. Например, в космическом масштабе «хэ» — это гармонизация различных начал, приведение их в соответствие друг с другом и состояние изначальной нерасчлененности. «Кай» — начало внешней манифестации феноменов мира, до этого находившихся в латентном состоянии. Уяснение внутреннего смысла поможет вам в сосредоточении и устранении отвлекающих мыслей.

1-й способ

Встаньте прямо, выполнив все требования для регуляции позиции. Обе руки согнуты в локтях, предплечья находятся на уровне точек жугэн под сосками на V ребре (не поднимайте плечи!), пальцы направлены друг к другу, ладони обращены вниз. Медленно опускайте локти вниз, ладони обращаются друг к другу, сконцентрируйтесь на точках лаогун. Ладони медленно сближаются и чуть опускаются вниз. Вы должны почувствовать, как между ладонями нарастает напряжение и наконец возникает предел, дальше которого ладони невозможно сблизить. Вдох, сделанный по типу прямого брюшного дыхания, завершен. Начинайте на вдохе постепенно разводить ладони, пока напряжение не исчезнет совсем, а ладони не перестанут ощущать друг друга. После этого медленно поднимайте локти, возвращаясь в исходное положение. Внимание с точек лаогун перенесите на средние пальцы.

Кай-хэ гун повторите 5—6 раз. После небольшой паузы переходите ко второму способу.

2-й способ

Встаньте прямо. Руки чуть согнуты в локтях, ладони обращены друг к другу, пальцы направлены вниз и расслаблены. Ладони располагаются на уровне даньтянь.

Начинайте медленный выдох. Предплечья поворачиваются вовнутрь. Ладони обращаются в стороны, чуть расходясь, но не отходя от бедер больше чем на 25—30 см. Представляйте, что отгоняете от себя все болезнетворные факторы, а ци равномерно распределяется по телу.

На вдохе ладони вновь сводятся и обращаются друг к другу. Сконцентрируйтесь на точках лаогун. Ци сосредоточьте в даньтянь. Проделайте упражнение 3—5 раз.

Упражнения повышенной сложности

Оба упражнения повышенной сложности относятся к статичному цигун и основываются исключительно на тех навыках, которые вы приобрели при занятиях базовыми упражнениями. Однако работа сознания, степень концентрации в данном случае намного выше, поэтому перед выполнением данных упражнений проделайте несколько раз цигун «Открытого и закрытого». Это поможет вам расслабиться и наладить дыхание.

«Три круга»

Примите позицию «трех кругов». Начинайте дышать прямым брюшным типом дыхания, концентрируя внимание на нижнем даньтянь. Через 1 мин мысленно свяжите даньтянь и центральные точки ладоней лаогун, расположенные между 2 — й и 3 — й плюсневыми костями. Центры ладоней немного втяните, кисти полностью расслабьте. Вы постепенно почувствуете, что точки лаогун нагреваются. Затем мысленно протяните нить между точками лаогун правой и левой ладони. Для этого подайте центры ладоней чуть вперед. С течением времени такое движение будет происходить естественно, что называется «дышать точкой лаогун». Когда вы почувствуете, что связь между точками не прерывается, перенесите свое внимание в центр линии, соединяющей лаогун, как бы спровоцировав точки в пространство между руками.

Представляйте, что точка в центре линии разогревается сначала до красноты, а затем становится желто-оранжевой. Между руками образуется мощный энергетический потенциал. Мысленно представьте, как точка начинает расти и вырастает до размеров шара, который вы держите между руками. Мысленно вращайте шар по часовой стрелке, против часовой стрелки, а затем по вертикали, меняя направление через 10 витков. Вы должны явственно ощущать, как шар задевает при вращении ваши ладони. Медленно остановите вращение шара.

Проделайте несколько раз 1-й способ «Открытого и закрытого». При этом вы почувствуете, что напряжение при сближении ладоней значительно возросло по сравнению с тем, как это происходит при выполнении «Открытого и закрытого» отдельно.
Заканчивайте упражнение в обратном порядке. Перенесите внимание на точку между ладонями, затем эта точка расщепляется на две части, которые погружаются в лаогун. Перенесите внимание на точки лаогун, а затем на даньтянь. А теперь глубоко и медленно подышите.

Все упражнение должно занимать не менее 15 — 20 мин. Это одно из самых мощных упражнений статичного цигун, и его эффект вы можете почувствовать в первые сеансы занятий. Вскоре вы заметите, что вы приобрели возможность нагревать лаогун и без упражнения «Три круга», а чувствительность ваших рук значительно возросла. Упражнение полезно выполнять 3 раза в день утром после базовых упражнений, днем в 12—14 ч и вечером перед сном. Замечено, что оно снимает умственную усталость за 10 — 15 мин, поэтому во время утомительной работы не забывайте о нем.

«Сидячее созерцание» (цзочань)

Это упражнение можно назвать классическим для всей обширной системы психопрактики и медитации Китая.

Упражнение выполняется в позиции сидя «паньцзо» со сложенными на животе руками. Мы опишем лишь один способ его выполнения, однако независимо от метода практики должно достигаться единое состояние сознания — чувствование целостности себя с миром, обретение души, открытой абсолютной тайны мироздания.

Прежде всего отрегулируйте дыхание. Можете первоначально считать про себя вдох делается на 4 счета, затем небольшая задержка на 3 счета и выдох на 7 счетов. Полностью сконцентрируйтесь на даньтянь, освободив свое сознание от всех мыслей и чувств. Расслабьтесь и обретите умиротворенно-радостный вид.

Основой сидячей медитации является чистая искренность внутреннего состояния, при этом дыхание и позиция играют лишь вспомогательную роль. Внимание последовательно концентрируется на верхнем (глаза и уши), среднем (сердце) и нижнем даньтянь (минмэнь). Такой способ упражнений позволяет осуществить некую непосредственную реализацию своих возможностей.

По окончании упражнения проделайте очищение «нефритовым флюидом» — слюной. Опишите кончиком языка круг во рту, нажимая на верхнее нёбо и десну нижней челюсти. Это вызовет активное слюноотделение. Можно также несильно нажать пальцами на верхнюю часть шеи в области ветвей нижней челюсти, где располагаются слюнные железы. Медленно сглотните слюну, внутренним взглядом прослеживая ее путь в даньтянь. Проделайте так 3 раза.

После окончания «сидячего созерцания» немедленно откройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов-выдохов, проделайте массаж шеи и волосистой части головы. Затем круговыми движениями разотрите лицо, несильно нажмите ладонями на закрытые глаза. После этого помассируйте голени и встаньте без резких движений. Проделайте несколько раз упражнение «Открытого и закрытого».

После сеанса «сидячего созерцания» сделайте небольшую прогулку, используя прямое дыхание животом. Сохраняйте такое же спокойное и умиротворенное состояние духа, которое вы обрели во время «сидячего созерцания».

Комплекс «Небесный круговорот»

Комплекс «Небесный круговорот» тесно связан со многими понятиями китайской философии и традиционной медицины, в частности с теорией циркуляции ци по каналам цзиньло. Он дает возможность реально почувствовать эту циркуляцию, поэтапно ведя занимающегося от элементарных упражнений к методам высшей сложности.

Задача данного комплекса в его традиционном понимании — наладить циркуляцию ци по двум кругам Малому Небесному круговороту (голова и корпус) и Большому Небесному круговороту (голова, корпус и ноги). В даосизме это был путь прохождения «пилюли бессмертия» из нижнего даньтянь в верхний.

При занятиях «Небесным круговоротом» традиционно рассматриваются три фазы. Первая фаза, соответствующая Малому Небесному круговороту, означала «упражняя семя-цзинь, изменяем ци». Ей предшествует этап, называемый «создание основы», что по современной терминологии трактуется как базовые упражнения. Его задачей в традиционной даосской практике было укрепление тела и «восполнение трех драгоценностей» — семени, ци и духа.

Считалось, что в молодости человек обладает «высокой благой силой», полученной им от Прежденебесного, которая еще не успела рассеяться. Поэтому и нет необходимости в молодости заниматься «созданием основы». Нужно это лишь людям в зрелом и пожилом возрасте либо больным, которые обладают «низкой благой силой», растратив «три драгоценности». В этом случае следует тренировать себя, занимаясь гимнастическими и дыхательными упражнениями. Таким образом, базовые упражнения «Небесного круговорота» включают две составные части — упражнения тела и закалка духа (устранение отвлекающих мыслей, приобретение умения управлять волей).

Лишь после «создания основы» можно переходить к упражнению семени и изменению ци. Это как бы первый этап трансформаций в теле человека.

Вторая фаза занятий соответствует Большому Небесному круговороту и означает «упражняя ци, изменять дух». Утонченное ци, соединяясь с духом, образует единую субстанцию, и «три драгоценности» восходят к единому началу. Даосы считали, что именно на этом этапе человек «поворачивал старость вспять» и обретал молодость, из тела устранялись все болезни и проявлялась полнота человеческой природы. В этот момент достигалось состояние полного спокойствия и озарения.
За этим следовал высший этап психопрактики, именовавшийся «упражняя дух, возвращаемся к пустоте». Это и есть возвращение человека в изначальное состояние, ощущение целостности триады Небо, Человек и Земля. Эта фаза уже не зависит от действия воли, «Небесный круговорот» устанавливается естественным путем.

Как долго следует заниматься самосовершенствованием, дабы достичь этого высшего этапа Считалось, что Малый Небесный круговорот позволяет изменить ци за 100 дней. Большой Небесный круговорот изменяет дух за 10 месяцев, и лишь через 9 лет активной психопрактики занимающийся «возвращался к пустоте». Не случайно чань-буддисты советовали заниматься медитацией в положении сидя не менее 9 лет.

Сегодня даже специалисты цигун не знают многих тонкостей древней теории «Небесного круговорота». Однако эта система в наши дни широко используется в оздоровительных целях, а также для лечения многих расстройств и болезней сердечно-сосудистой системы, нарушений опорно-двигательного аппарата, психических расстройств, неврозов, алкоголизма и др.

Комплекс «Небесного круговорота», представленный здесь, является классическим вариантом даосской системы и состоит из 5 упражнений, а также нескольких базовых подготовительных упражнений для «укрепления основы». Он достаточно сложен и качественно отличается от всех предыдущих упражнений.

Базовые упражнения комплекса Малого Небесного круговорота

Задача данного комплекса подготовительных упражнений — открыть каналы циркуляции ци. Обычный человек, даже овладевший базовыми позициями и способами дыхания цигун, еще не способен в полной мере извлечь пользу из системы «Небесного круговорота», так как дисфункции внутренних органов, встречающиеся даже у практически здорового человека, создадут ряд преград на пути ци. Другая задача данных упражнений — приучить сознание следовать по сложной траектории «Небесного круговорота», что бывает нелегко даже опытным занимающимся.

Ниже дано описание упражнений в положении стоя, однако все их можно выполнять и сидя. Общее время занятий может колебаться от 20 мин до 1 ч. Эти упражнения полезно делать и в конце спортивной тренировки в качестве расслабляющих. Комплекс выполняется 2 раза в день — утром и вечером. После 3—4 месяцев занятий можно переходить к упражнениям Малого Небесного круговорота.

1. Опускание рук спереди

Встаньте прямо, руки опущены вдоль бедер (рис. 7). Обе ладони медленно поднимаются через стороны по дуге, ко лбу и вверх (рис. 8). Во время этого движения вдох выполняется по обратному типу брюшного дыхания. Затем обе ладони медленно опускаются вдоль средней линии тела вниз. Выдох — через нос. Мысленно проведите ци от точки байхуэй вдоль обеих сторон головы через уши, к корню языка, к кончику языка, а затем по переднесрединному каналу жэньмай опустите в даньтянь. По каналам ног иньцяо направьте ци в точку юнцюань (рис. 9—10). Когда руки дойдут до даньтянь, слегка разведите их в стороны, как бы направляя ток ци по ногам. Повторить 21 раз.

Опускание рук спереди

2. Опускание рук сзади

Исходная позиция такая же, как и в предыдущем упражнении. На вдохе поднимите ладони ко лбу. На выдохе ладони описывают полукруг назад в стороны. Затем ладони медленно опускаются вниз, обращаясь в стороны. Когда ладони достигнут поясницы, они переходят далее назад к спине и опускаются сзади. Мысленно проведите ци по заднесрединному меридиану и по каналам ног (рис. 11—14). Повторить 21 раз.

Опускание рук сзади

3. Дыхание открытого и закрытого

Это упражнение выполняется в основном так же, как и общебазовое упражнение «Открытого и закрытого», описанное ранее. Его роль в данном комплексе — после прочищения переднесрединного и заднесрединного меридианов наполнить даньтянь ци.
Обе руки, согнутые в локтях, располагаются на уровне даньтянь, ладони обращены друг к другу, пальцы немного согнуты и расставлены. Сделайте вдох по обратному типу дыхания, одновременно руки медленно разведите в стороны (рис. 15—17). Возвращая руки в исходную позицию, выдохните. Во время вдоха язык касается верхнего нёба, во время выдоха опускается вниз.

Дыхание открытого и закрытого

Обратите особое внимание на движение языка. На его кончике располагается точка цюэцяо — «сорочий мост», замыкающая между собой переднесрединный и заднесрединный меридианы. Поднимая и опуская язык, можно регулировать циркуляцию ци по двум основным меридианам, а потому этот прием часто используется во многих системах цигун.

4. Гармония Высшего предела

Обе руки согнуты в локтях, принять позицию «трех кругов». На вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ладони приближаются к даньтянь на расстояние 15—20 см. Способы дыхания и движения языком такие же, как и в предыдущем движении, однако в этом упражнении дыхание должно быть медленнее и глубже (рис. 18, 19). Повторить 21 раз.

Гармония Высшего предела

5. Высший предел гадательного знака (1-й способ)

Пальцы обеих рук сплетены вместе, руки в локтях согнуты, ребра ладоней располагаются на нижней части живота, ладони обращены вверх. Используйте обратный тип дыхания. Во время вдоха поднимите ци из точки хуэйинь в минмэнь. Одновременно руки — вверх, ладони поверните к себе (рис. 20, 21).

Высший предел гадательного знака (1-й способ)

Сделав выдох, проведите ци из минмэнь через средний даньтянь в нижний даньтянь, обе ладони немного вперед, внутренней стороной вниз (рис. 22 — 24). Продолжая выдох, опустите ци в хуэйинь, руки также возвращаются в исходную позицию. В результате ци описывает полный круг в даньтянь, руки — полный круг снаружи. Следите, чтобы скорость движения рук соответствовала циркуляции ци. Повторите 21 раз.

6. Высший предел гадательного знака (2-й способ)

Исходная позиция такая же, как и в предыдущем движении.

Вдохнув при помощи верхней части живота, мысленно поднимите ци из даньтянь в точку минмэнь, направив его назад. Обе ладони поверните вниз, выдохните. Ци из точки минмэнь перейдет в средний дань-тянь. Обе руки опускаются вниз, отводятся назад, а затем поднимаются до уровня груди. Заканчивая выдох, опустите ци в хуэйинь, руки — в исходную позицию (рис. 25—27). В отличие от предыдущего упражнения, ци описывает не круг, а полукруг. Оба способа «Высшего предела гадательного знака» призваны наладить циркуляцию ци внутри даньтянь. Повторить 21 раз.

Высший предел гадательного знака (2-й способ)

7. Задневосходящий и переднеисходящий ток ци

Перед началом упражнения сделайте 7 резких выдохов, очищая легкие, затем вдох через нос, втянув живот. Язык касается верхнего нёба. Руки через стороны ко лбу, ладони обращены вниз (рис. 28, 29). Ци из хуэйинь поднимается по заднесрединному меридиану в байхуэй.

Задневосходящий и переднеисходящий ток ци

На выдохе опустите ци из байхуэй через обе стороны головы к корню языка, к кончику языка, к подбородку. После этого язык опускается вниз, размыкая меридианы. Ци опустите по переднесрединному меридиану в даньтянь, а затем в хуэйинь. Руки вниз так же, как и в первом упражнении. Такая траектория ци и есть Малый Небесный круговорот. Повторить 29 раз, а затем сделать 7 небольших резких выдохов.

Метод Малого Небесного круговорота

Основа Малого Небесного круговорота — свободная циркуляция ци в каналах жэньмай.и думай, чему должны способствовать подготовительные упражнения. Такая циркуляция позволяет совершаться переходу инь — ян в каналах организма. Например, когда ци находится в канале думай, то он считается каналом ян и «полным», а жэньмай — каналом инь и «пустым». Такой переход должен быть плавным и совершаться с участием воли занимающегося — «посредством воли двигать ци».

Полностью расслабьте тело, успокойтесь, обретите контроль над мыслями. Ваше состояние не должно быть ни радостно-возбужденным, ни сонно-подавленным, вы должны быть совершенно спокойными, дыхание медленным.

Сделайте вдох через нос, живот немного втяните, язык касается верхнего нёба. На вдохе ребра медленно разводятся в стороны, ци поднимается из точки хуэйинь. Хуэйинь и цюэцяо в Малом Небесном круговороте представляют собой крайние точки каналов жэньмай и думай и соотносятся друг с другом как инь и ян. Ци по заднесрединному каналу думай проходит через «три заставы» в точку байхуэй.

Выдохните, расслабьте межреберные мышцы; ци из точки байхуэй мысленно направьте по обеим сторонам головы к точке цюэцяо, а затем к подбородку. По каналу жэньмай ци опускается в даньтянь, наполняет его и проходит в хуэйинь. Малый Небесный круговорот завершен.

Ци должно пройти сзади через «три заставы», а спереди через верхний средний и нижний даньтянь. В то время как ци проходит в нижний даньтянь, оно соединяется с семенем-цзин, что традиционно называлось совокуплением черного дракона и белого тигра.

Большой Небесный круговорот

Большой Небесный круговоротЭто одно из самых популярных упражнений во многих системах цигун и основа древней практики даоинь. В отличие от предыдущего упражнения Большой Небесный круговорот захватывает все тело и требует известного опыта занятий цигун. Прежде чем переходить к нему, нужно позаниматься по методике Малого Небесного круговорота не менее 4—5 месяцев.

Положение для занятий — сидя или стоя; используйте обратный брюшной тип дыхания. Цикл дыхания должен быть дольше, чем при Малом Небесном круговороте.

Сделайте выдох, язык — к десне нижней челюсти. Ци опустить в даньтянь, а потом в хуэйинь. Затем ци разделяется на два потока и опускается по внутренней стороне ног в точку юнцюань. Начните вдох. Язык поднимается к верхнему нёбу. Потоки ци проходят по внешней стороне ног через точку хуаньтяо (на головке бедренной кости) и соединяются в точке хуэйинь. По заднесрединному каналу думай ци проходит через «три заставы» и достигает байхуэй. Ци вновь разделяется на два потока, которые огибают глазные впадины с внешней стороны, проходят по обеим сторонам головы и направляются к точке цюэцяо (рис. 30).

На выдохе ци от точки цюэцяо по меридиану жэньмай опускается в нижний даньтянь и в точку хуэй-инь. Цикл Большого Небесного круговорота завершен. В работе вашей воли не должно быть ни малейшего перерыва.

Метод непарных меридианов (цицзинь бамо)

Этот метод полезно практиковать параллельно с комплексом Большого Небесного круговорота. Его задача — наладить циркуляцию ци во всех каналах цзиньло на основе проработки Большого и Малого Небесных круговоротов. В данном случае речь идет о восьми дополнительных, или чудесных, меридианах — думай, нэньмай, чунмай, даймай, янцяо, иньцяо, янвэй, иньвэй, между которыми устанавливается «срединная гармония».

Этим упражнением можно заниматься в любой позиции. Используйте обратный брюшной тип дыхания. Перед началом практики проделайте 2—3 раза цигун «Открытого и закрытого».

Сосредоточьте внимание на точке хуэйинь, затем ци по заднесрединному меридиану думай поднимается в точку байхуэй, потом по каналу жэньмай через три даньтянь возвращается в точку хуэйинь. Вы выполнили Малый Небесный круговорот.
На вдохе ци из точки хуэйинь поднимается к меридиану даймай, проходящему по пояснице. Расходясь двумя потоками, ци поднимается к плечам. На выдохе ци по меридианам янцяо опускается по внешней стороне рук в средние пальцы (рис. 31). Огибая средние пальцы, ци поступает в точку лаогун, поднимается по внутренней стороне рук и следует по каналу иньвэй в средний даньтянь. Оба потока ци соединяются в среднем даньтянь, пересекают меридиан даймай и возвращаются в точку хуэйинь (рис. 32).

Метод непарных меридианов (цицзинь бамо)

Вновь сделайте вдох. Ци из точки хуэйинь поднимается вверх по каналу чунмай в средний даньтянь. На выдохе ци опускается в нижний даньтянь, а затем по меридианам иньцяо поступает в точки юнцюань. Сделайте вдох. Ци по меридианам янцяо поднимается вверх, оба потока соединяются в точке минмэнь. Затем по каналу думай ци поднимается в байхуэй. На выдохе ци по каналу жэньмай опускается в хуэйинь (рис. 33).

Это составляет один цикл упражнений. Всего же вы должны выполнить 4 вдоха-выдоха. Один цикл «прорабатывает» все меридианы, соединяя их друг с другом. Это одно из самых эффективных упражнений во всем китайском цигун. Однако нетрудно заметить, что психическая регуляция при его исполнении крайне сложна, поэтому не старайтесь начать его выполнение раньше чем через год активных занятий.

Во время тренировки необходимо выполнять не менее 10 таких циклов, а оптимальным считается 24 цикла. Вполне возможно, что внимание ваше будет «теряться», рассеиваться во время одной из фаз упражнений. В таком случае не прерывайте занятия на середине, пытайтесь довести упражнение до конца. Сначала можно не отслеживать вниманием весь путь ци, но обращать мысленный взор лишь на ключевые точки — байхуэй, минмэнь, юнюань, хуэйинь и т. д. Затем постепенно переходите к визуализации всех каналов. Если вам это удастся, значит, вы не только развили свои психические способности, но и «открыли» 8 дополнительных каналов. После этого можно переходить к следующей фазе комплекса Небесного круговорота.

Небесный круговорот маою (маою чжоутяньгун)

Это одна из важнейших систем из комплекса чжоу-тяньгун. Его желательно начинать практиковать после овладения всеми предыдущими системами. Небесный круговорот маою имеет свою четкую задачу — установление связи и взаимодействия между различными каналами и системами организма.

Мао — это циклический знак, соответствующий периоду суток от 5 до 7 ч, Ю — от 17 до 19 ч. Считается, что именно в это время, то есть дважды в день, следует практиковать данный цигун.

Часы Мао — это время активности ян-ци, первоэлемента дерево и органа легких, а часы Ю — инь-ци, первоэлемента металл и органа легких. Таким образом, двукратное повторение упражнения дополняет начала инь и ян в организме до полного равновесия. Этим упражнением можно заниматься, следя за своей позицией, сидя или стоя. Полуприкройте глаза, отрегулируйте дыхание. Сконцентрируйте внимание на даньтянь. Затем мысленно направьте ток ци по дуге вдоль левой части живота, груди, по левой щеке, по надбровным дугам, а затем опустите в даньтянь по правой части тела, как это показано на рис. 34. Проделайте 36 полных кругов. Затем измените направление циркуляции на противоположное и проделайте 24 полных круга (рис. 35).

Небесный круговорот маою (маою чжоутяньгун)

Важнейшее требование к «Небесному круговороту маою» — абсолютное душевное спокойствие и точно отрегулированное дыхание. Это упражнение значительно усиливает эффект от цигуна Малого и Большого Небесных круговоротов.

Цигун восьми способов (бафа гунфа)

Цигун восьми способов является составной частью чжоутяньгун. Его задача — помочь овладеть занимающемуся «истинным», или «эмбриональным», дыханием.

Восемь способов — это восемь ступеней вхождения в медитативное состояние: обретение спокойствия, регуляция дыхания, следование дыханию, замедление дыхания, эмбриональное дыхание, забыть о дыхании, возвращение к пустоте, ощущение духа.
Прежде всего примите удобную позицию — обретите спокойствие. Затем начните регуляцию дыхания, используя метод Малого или Большого Небесных круговоротов при обратном брюшном типе дыхания. Этап «следования дыханию» заключается в его постепенном замедлении, вплоть до его кажущейся остановки (следование дыханию, замедление дыхания, эмбриональное дыхание).

Вы постепенно забываете о самой необходимости регуляции дыхания, а далее и о телесном существовании. Сознание освобождается от конвенциональных рамок культуры, что синонимично даосскому самозабытию, или самопотере, — «возвращение к пустоте». В конечном счете занятия цигун выводят человека на границы высочайшей творческой самореализации и внутренней свободы, открывающей перед ним безграничное пространство опыта. Это называлось «пустотой без границ», «следованием дыхания великой пустоте и великой пустотности». Пустота как пространство, не ограниченное наличием никаких предметов, потенциально может вместить в себя все плоды деятельности и воспринимается именно как «ощущение духа». Глубокое самопогружение характерно для людей творческих, интеллектуалов. Недаром такое состояние называлось «свободным странствием духа».

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями!

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ