Тибетская оздоровительная практика Цалунг

2
825
Тибетская оздоровительная практика Цалунг

В Тибете и в других школах, вместо  Янтра йоги, практикуют цалунг. Практика цалунг дает здоровье и благополучие, повышает качество жизни, но истинная цель ее выполнения — способствовать переживанию природы ума. Методы медитации Тантры помогают уравновесить то, что лишилось равновесия, и развить то, чего недостает. Благодаря регулярной практике мы можем сохранять свободное течение энергии тела. В этом случае мы не будем ни вялы, ни возбуждены, ни слабы, ни тревожны.

Такая уравновешенность заметно облегчает практику медитации. Она способствует прояснению ума и укреплению тела, помогает нам узнать природу ума и пребывать в ней.

Практика цалунг нетрудна, но выполнять ее нужно правильно. Важны правильная поза и правильное дыхание. Хотя можно было бы просто объяснить, как делать физические упражнения, более полезно показать, почему они так выполняются, — тогда это понимание можно будет применить и в других практиках. Это вторичная практика, она помогает войти в состояние созерцания изначальной природы. Когда вы можете в нём прибывать, практика цалунг вам больше не нужна.

Подготовка к практике Цалунг

Поза

Почти все знают, что медитация — это когда сидят на полу скрестив ноги. Так выполняют практику и тибетцы, и последователи дзэн-буддизма, Тхеравады, Хинаяны, индуизма. Но почему? Вовсе не из-за нехватки стульев. Есть веские причины, чтобы сидеть именно так.

Эту позу описывают с точки зрения пяти моментов. Во-первых, ноги должны быть скрещены, чтобы поддерживать в туловище циркуляцию энергии праны, ее поступление в тайную чакру. Благодаря этому рождается тонкое внутреннее тепло. Во вторых, кисти рук лежат в положении равновесия, одна на другой. Согласно тибетской традиции, обе руки повернуты ладонями вверх, левая на правой. Они располагаются у низа живота, на уровне  чакры, находящейся на четыре пальца ниже пупка. Такое положение рук, как и скрещенные ноги, не позволяет энергии рассеиваться. В третьих, спину держат прямо, чтобы она не была ни напряженно вытянутой, ни осевшей или сутулой. Это поддерживает каналы — особенно три главных — прямыми и открытыми, чтобы прана могла течь плавно и легко. В четвертых, подбородок слегка опущен и подобран, что удлиняет заднюю поверхность шеи и помогает успокоить мысли. В-пятых, грудная клетка раскрыта, что облегчает дыхание и помогает открыть сердечную чакру.

Чтобы по-настоящему обнаружить смысл всего этого, обратите внимание на собственные ощущения. Когда вы устраиваетесь в позе медитации, как это на вас влияет? Когда вы выпрямляете спину, что происходит с вашими мыслями и эмоциями? Отличаются ли ощущения при медитации, когда вы смотрите вверх, от тех, когда вы смотрите вниз? Если знать, на что внутренне обращать внимание, это поможет развить переживание и увеличит пользу практики.

Дыхание и прана

Во всем мире в духовных и йогических традициях используют дыхание. Оно не только приносит необходимый для жизни кислород и удаляет продукты распада, но и оживляет нас силой тонких пранических энергий. Дыханию уделяется главное внимание во многих традициях медитации, и оно используется в большинстве йогических практик. Точно так же, как материальное тело — грубая форма света, дыхание — это грубая форма праны, которой мы можем управлять в своем теле. Работая с дыханием, мы управляем более тонкими уровнями праны, лежащими в основе дыхания. В следующих ниже практиках цикл дыхания подразделяется на четыре части: вдох, дополнительный вдох, задержка и выдох.

Вдох

Делая во время этой практики вдох, полностью откройте тело. Почувствуйте, что вы с радостью принимаете то, что в вас входит. Представьте, что человек, которого вы любите больше всего на свете, после долгого отсутствия пришел к вашему порогу — вот каким чувством нужно сопровождать вдох. Зовите его, приветствуйте, благодарите.

Дополнительный вдох

После вдоха на миг задержите дыхание, а потом сделайте «дополнительный вдох». Нужно сделать вдох без предварительного выдоха, тем самым заполнив оставшееся пространство легких. Мы редко делаем абсолютно полный вдох, а дополнительный вдох делает вдох полным. Во время дополнительного вдоха постарайтесь ощутить, как тело наполняется духовным нектаром, благословениями, блаженством, которое исходит от вдыхаемого воздуха и распространяется по телу.

Задержка

Завершив вдох, задержите дыхание. Задержка дыхания нужна для порождения внутреннего тепла, внутренней энергии, внутреннего огня. Ощутите этот огонь, представьте, что жар распространяется по всему телу.

В четырех из следующих пяти упражнений (в разделе о пяти внешних практиках Цалунг) задержка осуществляется в определенной части тела. Задержка дыхания в той или иной области — это способ задержать на ней внимание, направить прану и сосредоточить ее в одной из чакр. Каждая чакра связана с конкретными качествами переживания. Когда дыхание задерживают в области чакры, а потом отпускают, соответствующее качество активизируется. Иначе говоря, благодаря открытию чакры с помощью дыхания, связанное с ней качество получает энергетическую поддержку.

Выдох

На выдохе пусть выйдут наружу все вредоносные энергии или напряжения, которые вы испытываете. Все это покидает ваше тело, ваш ум и энергию. Выдохните все, что вредит вам или стало бесполезным.

В качестве предварительной практики можете посвятить некоторое время освоению такого дыхания. Вдыхайте с чувством, что ваши тело, энергия и ум открываются, с ощущением радости. Сделайте дополнительный вдох и наполнитесь блаженством, пронизывающим все тело. Задержите дыхание и породите внутренний огонь, который поддерживает ощущение блаженства и сжигает препятствия и загрязнения. Очиститесь от всего вредоносного и мешающего, представляя, что выдыхаете его в виде воздуха цвета дыма.

Если постоянно удерживать внимание на дыхании, это сделает практику более полной и действенной.

Использование преображения в процессах удерживания и отпускания

Тело постоянно занято тем, что принимает, удерживает и отпускает. Это верно по отношению к пище, воздуху, пране, знанию и переживанию. Всякий раз, когда тело освобождается от материальных субстанций, наступает расслабленность и открытость. Если, после того как долго сдерживаешься, выплакаться, приходит расслабление. Оно затрагивает не только материальное тело: уходят и печаль, и другие эмоции. Пространство открывается в переживании. Мы можем забыть о нем, а можем использовать в практике. Результатом избавления от уныния является ощущение тонкой радости расслабления. Найдите эту радость и поддерживайте ее.

Эта практика касается не только расслабления, хотя многие медитируют для того, чтобы избавиться от напряженности. В этом нет ничего плохого, но в таком случае медитация используется поверхностно. Чтобы углубить практику, после снятия напряжения наблюдайте пространство и заполните его одной лишь осознанностью. Поняв этот принцип, мы сможем применять его к каждому вдоху и выдоху. Каждый выдох — это вход в естественное состояние ума. Каждый вдох — возможность развить полезные качества.

Уметь практиковать по-настоящему — значит превращать отрицательные переживания в путь. Каждое отрицательное переживание дает возможность осуществить некоторый выход в более значительное переживание. Используйте свое знание.

Наставления

В данной практике цалунг есть три уровня: внешний, внутренний и тайный. Внешний является самым грубым: в нем используются более сильные физические движения, которые делают дыхание более сильным. Внутренний и тайный уровни соответственно все более отдалены от материального. Внешний уровень больше связан с телом, внутренний — с энергией и праной, а тайный — с умом или ригпа.

Перед любой практикой выполняйте очищение девятью дыханиями. Если умеете, выполните гуру-йогу, примите прибежище и зародите намерение практиковать на благо всех существ. В конце любой практики посвятите всю пользу и заслуги от практики благополучию всех существ. Таким образом эта практика становится частью пути к просветлению.

Эти практики хорошо выполнять утром. Выполните каждую из них пять раз или три раза, или один раз. Выполняя практики, глаза можно держать открытыми или закрытыми — поэкспериментируйте. Главная задача — выполнять практики, пребывая в не двойственном ригпа.

Девять очистительных дыханий

Девять очистительных дыханийДевять очистительных дыханий — это краткая практика, предназначенная для раскрытия и очищения каналов и расслабления тела и ума. Ее полезно выполнять перед любой практикой медитации, а также утром, сразу после пробуждения, и вечером перед сном.

Сядьте скрестив ноги в позу медитации. Положите на колени кисти рук ладонями вверх, причем левая ладонь лежит на правой. Немного подберите подбородок, чтобы выпрямить заднюю поверхность шеи. Спина прямая, но не напряженная, плечи развернуты. Глаза могут быть закрыты или открыты.

Представьте три главных канала. Центральный канал начинается в центре тела, на четыре пальца ниже пупка. Он поднимается прямо вверх по центральной оси тела. Размером он с толстую авторучку и на уровне сердца слегка расширяется к своему отверстию, расположенному на темени. Боковые каналы толщиной с карандаш соединяются с центральным каналом в его основании ниже пупка. Они идут через все тело вверх справа и слева от центрального канала, изгибаются под крышкой черепа, проходят позади глаз и открываются в ноздрях. У женщин правый канал красный, а левый белый. У мужчин правый канал белый, а левый красный. Центральный канал синий и у мужчин, и у женщин.

Первые три дыхания

Мужчины: Поднимите правую руку, причем большой палец упирается в основание безымянного. Закрыв правую ноздрю безымянным пальцем, вдохните через левую ноздрю зеленый свет. Затем, закрыв левую ноздрю правым безымянным пальцем, сделайте полный выдох через правую ноздрю. Повторите это, всего сделав три вдоха и выдоха.

Женщины: Поднимите левую руку, причем большой палец упирается в основание безымянного. Закрыв левую ноздрю левым безымянным пальцем, вдохните через правую ноздрю зеленый свет. Затем, закрыв правую ноздрю левым безымянным пальцем, сделайте полный вдох через левую ноздрю. Повторите это, всего сделав три вдоха и выдоха.
При каждом выдохе представляйте, что из белого канала выходят в виде голубоватого воздуха все препятствия, связанные с мужскими энергиями. К ним относятся болезни из-за расстройства ветров, а также препятствия и омрачения, связанные с прошлым.

Вторые три дыхания

Мужчины и женщины: Смените руку и ноздрю и повторите три вдоха и выдоха. При каждом выдохе представляйте, что из красного канала выходят в виде розоватого воздуха все препятствия, связанные с женскими энергиями. К ним относятся болезни из-за расстройства желчи, а также препятствия и омрачения, связанные с будущим.

Третьи три дыхания

Мужчины и женщины: Положите руки на колени, ладонями вверх, левая на правой. Через обе ноздри вдохните зеленый целительный воздух. Представьте, что он спускается по боковым каналам к месту их соединения с центральным каналом, на четыре пальца ниже пупка. На выдохе представляйте, что энергия поднимается по центральному каналу и выходит через темя. Сделайте три вдоха и выдоха. При каждом выдохе представляйте, что все предпосылки для болезней, вызванных враждебными духами, выходят через темя наружу в виде черного дыма. Так же изгоните болезни из-за расстройства слизи и любые другие препятствия и омрачения, связанные с настоящим.

Пять движений внешней практики цалунг

Вдохните с чувством радостной открытости. Вдохните в себя все благие и целительные качества, особенно те, которых вам недостает. Задержите дыхание всего на мгновение, а затем вдохните еще раз — заполните оставшееся пространство легких — и выполните задержку дыхания. С выдохом наружу выбрасываются все неблаготворные качества и болезни.

Поднимающая прана

Эта практика связана с элементом земля.

Поднимающая прана - практика связана с элементом земля.Вдохните и задержите воздух в горловой чакре, сосредоточьтесь там. Пусть горло разбухнет от задержавшегося воздуха. Сделайте дополнительный вдох, полностью заполнив легкие. Задержав дыхание, осторожно наклоните голову вниз и вперед, а потом медленно вращайте головой против часовой стрелки пять раз, перекатывая ее над плечом, через спину, над вторым плечом и снова вниз и вперед. Будьте осторожны с шеей. Не напрягайте и излишне не растягивайте. Если появится какая-либо боль, делайте совсем небольшие, мягкие круги, держа подбородок направленным вперед. Почувствуйте, как жизненный воздух поднимается из горловой чакры вверх по спирали через голову, оживляя мозг и чувства, активизируя теменную чакру. В практике Тантры теменная чакра связана с белым тигле и с блаженством, поэтому обратите внимание на возрастание блаженных ощущений в теле. Продолжая задержку дыхания, вращайте головой пять раз по часовой стрелке. Всего на одно дыхание получится десять вращений головой — по пять в каждом направлении.

Закончив вращения, выдохните, представляя, что дыхание и энергия движутся из горла вверх по центральному каналу, распространяются по мозгу и выходят через темя. Когда дыхание проходит через мозг, представляйте, что оно оживляет и исцеляет чувства и функции мозга, активизирует все духовные способности, связанные с горловой и теменной чакрами. О теменной чакре говорится только в этом первом упражнении, а в других упражнениях выдох происходит через нос и рот.

Работая с поднимающей праной, почти невозможно оставаться в подавленном состоянии. Это прана, поднимающая дух, — противоположность упадку духа. Даже в обычном языке говорят о «повышенном» и «пониженном» настроении. Переживание, которое получают в этой практике, должно быть ощущением усилившейся ясности, словно вы поднялись на вершину горы и смотрите вокруг. Заметьте, что чувства освежились, стало светлее, возросла пробужденность. После завершения каждого упражнения пребывайте с расслабленным и широко открытым умом. Пусть глаза будут открытыми, а взгляд устремлен слегка вверх. Не следуйте за мыслями, но и не гоните их. Если вы знаете природу ума, расслабьтесь в ней, а если нет, то оставайтесь в присутствии, ощущая все свое тело как единое целое. Понаблюдайте, как переживание изменяется благодаря практике, и сохраните эту перемену. Пребывайте в присутствии, пока восприятие остается свежим и открытым, а затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

Видео выполнения Поднимающая прана

1 Цалунг — Поднимающая прана в исполнении Lama Yong Tong Tenzin

Прана жизненной силы

Эта практика связана с элементом пространство.

Прана жизненной силы - практика связана с элементом пространство. 1-2Прана жизненной силы - практика связана с элементом пространство. 3-6Прана жизненной силы - практика связана с элементом пространство. 7-10Прана жизненной силы - практика связана с элементом пространство. 11-12Вдохните и задержите воздух в груди, сосредоточившись на сердечной чакре. Вдохните дополнительно, сохраняя внимание на сердечной чакре и полностью расправив грудную клетку. Задержите дыхание на время всей практики.
Положите левую ладонь, большим пальцем назад, на левое бедро; поднимите правую руку в сторону, чтобы она находилась под углом примерно в 45 градусов от вертикали, вытянув пальцы в том же направлении. (Чтобы лучше понять, представьте циферблат, где 12 часов прямо над головой, а 6 часов прямо под вами. Для этого упражнения вытяните руку так, чтобы она указывала на час тридцать.) Задержав дыхание, переведите руку вперед, закручивая над большим пальцем остальные четыре, начиная с указательного, чтобы получился свободный кулак. Затем опишите рукой круг над головой. (Чтобы движение было правильным, представьте, будто раскручиваете над головой аркан.) Когда рука проходит прямо над макушкой, кулак раскрывается, опять-таки начиная с указательного пальца. Продолжайте круговое движение рукой сзади и верните ее в исходное положение с вытянутыми пальцами. Это одно вращение. Повторите его пять раз правой рукой.

Затем опустите правую руку на правое бедро и поднимите левую руку. Повторите такое же вращение, но левой рукой и в противоположном направлении — сначала вытянув в сторону, потом перемещая вперед, затем над головой, далее сзади и возвращая в исходное положение. Повторите это пять раз.

Вращая рукой, расправьте грудную клетку и двигайте всеми мышцами груди и верхней части спины. Когда рука вытянута в сторону, плечо должно быть полностью расправлено в сторону руки. Когда рука движется вперед, а затем над головой, держите локоть отставленным в сторону: не опускайте грудную клетку.

На той же самой задержке дыхания опустите левую руку на левое бедро. Упираясь в бедра (ладони лежат большим пальцем назад), вращайте грудной клеткой. Центр этого вращения — сердечная чакра; туловище следует за этими движениями. Старайтесь вращать грудной клеткой в плоскости, перпендикулярной полу, пять раз в одну сторону, пять раз в другую. Вращение грудной клеткой делается круговым движением: вниз, вправо, вверх, влево, вниз — пять раз, а затем в противоположном направлении. Представьте, что сердечная чакра как можно ближе опускается к полу, но без наклона. Затем отклоните ее как можно дальше в одну сторону, потом поднимите вверх как можно выше, потом как можно дальше отклоните в другую сторону и снова вниз. Делайте широкие движения, чтобы мышцы груди и спины были растянуты. Должно быть ощущение, что вращается сердечный центр, а тело просто за ним следует.

Закончив десять вращений, сделайте выдох через нос и рот и ощутите, как прана наполняет тело. Сядьте в расслабленную позу. Пусть ум растворится в чистом присутствии. Пребывайте в нем, пока переживание присутствия остается ярким. Затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

Видео выполнения Прана жизненной силы

2 Цалунг Прана жизненной силы в исполнении Lama Yong Tong Tenzin

Прана, подобная огню

Эта практика связана с элементом огонь.

Прана, подобная огню - практика связана с элементом огонь. 1-2Прана, подобная огню - практика связана с элементом огонь. 3-4Теплота всегда присутствует в области под пупком, в центре пищеварения и пищеварительного жара. Пупочная чакра, расположенная позади пупка, в центре тела, — это местопребывание праны, подобной огню.

Вдохните и задержите воздух в животе, сосредоточившись на пупочной чакре; выполняйте упражнение кумбхака, или «кувшинная задержка». Оно подразумевает легкое напряжение мышц промежности и ануса с приподниманием тазового дна. Одновременно напрягается и давит вниз диафрагма, широкий мускул, который служит дном грудной полости. Воздух задерживается между тазовым дном и диафрагмой и как бы сдавливается в пупочной чакре. Не допускайте ощущения замкнутости в горле. Сделайте дополнительный вдох и, сохраняя сосредоточение на кумбхаке, дайте жизненному воздуху распространиться внутри, словно он наполняет и питает всю середину тела.

Задержав дыхание, вращайте животом пять раз в одном направлении и пять в другом. Вращение происходит в горизонтальной плоскости, параллельно полу, как крутится пластинка на проигрывателе. Двигайте всю нижнюю часть туловища пять раз широкими кругами против часовой стрелки, следя за задержкой дыхания. Затем повторите движение, но в противоположном направлении. Сосредоточьтесь на движении живота в сторону, затем назад, к позвоночнику, потом в другую сторону и подальше вперед.

Закончив вращение, выдохните. Пребывайте в чистом присутствии. Ощущайте в области пупка открытость и усиление жара. Расслабьтесь в этом переживании и оставайтесь в нем, пока оно не утратит живости. Затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

Видео выполнения Прана подобная огню

3 Практика Цалунг в исполнении Lama Yong Tong Tenzin

Вездесущая прана

Эта практика связана с элементом воздух.

Вездесущая прана - практика связана с элементом воздух. 1-2Вездесущая прана - практика связана с элементом воздух. 3-45-6Вездесущая прана - практика связана с элементом воздух. 7-10Вездесущая прана пребывает во всем теле. В этом упражнении при задержке дыхания не сосредоточиваются на конкретном месте. Не перекрывайте горло и не сжимайте мышцы тазового дна — тело остается открытым. Ощутите, как прана наполняет каждую клетку, доходя до концов пальцев рук и ног и кончиков каждого волоса на голове.

Вдохните и сложите ладони у груди в молитвенном жесте. Сделайте дополнительный вдох и, держа локти у туловища, опустите руки, чтобы они легли на колени ладонями вверх. Задержав дыхание, хлопните ладонями над головой, быстро потрите их друг о друга, чтобы получить тепло, а потом разотрите все тело, особенно те места, в которых ощущается зажатость. Быстро пройдитесь по голове, рукам, груди, спине и ногам, как бы пробуждая каждую клетку тела.

Продолжая задержку дыхания, полностью выпрямите правую руку вправо, словно держите большой лук. Левой рукой как бы натяните воображаемую тетиву влево через все тело, расправляя верхнюю часть туловища и открывая грудную клетку. Затем сближайте кисти рук, пока они почти не соприкоснутся перед грудью. Быстро проделайте это пять раз, полностью вытягивая правую руку вправо и отводя левую руку влево; ощутите, как растягивается грудная клетка.

Затем полностью вытяните левую руку и повторите движение, на этот раз натягивая тетиву правой рукой. Повторите это пять раз. Лицо поворачивайте в направлении полета воображаемой стрелы.

Все это делается на одной задержке дыхания. Если нужно, делайте меньшее число повторений. Не останавливайте воздух нигде, пусть он распространится по всему телу. В заключение сделайте выдох. Обратите внимание на ощущение, наполняющее тело. Пребывайте в этом переживании, пока связь с вездесущей энергией не ослабеет. Затем повторите упражнение или перейдите к следующему.

После этого упражнения ваши ощущения будут ясными и яркими. Вы почувствуете в теле бодрость и свежесть. Это состояние радости и ясности. Поддержите и продлите переживание с помощью ума. Расслабьтесь в естественном состоянии.

Видео выполнения Вездесущая прана

4 Практика Цалунг в исполнении Lama Yong Tong Tenzin

Опускающая прана

Это упражнение связано с элементом вода.

Опускающая прана - упражнение связано с элементом вода. 1-2Опускающая прана - упражнение связано с элементом вода. 3Вдохните и задержите воздух в области промежности, между анусом и гениталиями, сосредоточивая внимание на тайной чакре позади половых органов. Напрягите промежность и анус, слегка приподнимая тазовое дно. В этом упражнении не напрягайте диафрагму и не толкайте воздух вниз: только подтягивайте вверх. Продолжая сосредоточение и задержку, сделайте дополнительный вдох и соберите прану в тайной чакре.

Опускающая прана. Ноги скрещены в лодыжках, правая впереди левой, колени высоко. Обеими руками обхватите правую ногу на уровне колена. Медленно вращайте таз к правой ноге и обратно [т. е. по часовой стрелке] пять раз. Затем обхватите левую ногу и пять раз вращайте таз в левую сторону. Под конец возьмитесь за обе ноги и вращайте таз пять раз в одну сторону и пять раз в другую. Все это время сохраняйте задержку дыхания и не теряйте сосредоточения на тайной чакре. Постарайтесь ощутить, что вы вращаетесь на самой чакре.

Закончив, сделайте выдох. Направьте прану вниз, выведите ее из тела и ощутите, как она уходит в землю. Расслабьтесь с открытыми глазами, направив взгляд немного вверх. Оставайтесь в этом переживании, пока оно не начнет терять свежесть. Затем, при желании, можете повторить упражнение. После последнего повторения постарайтесь подольше оставаться в состоянии созерцания. Закончите занятие посвящением заслуг.

Видео выполнения Опускающая прана

5 Практика Цалунг в исполнении Lama Yong Tong Tenzin

Практика в повседневной жизни

Хотя эта практика дает здоровье и благополучие, повышает качество жизни, истинная цель ее выполнения — способствовать переживанию природы ума. Как и шаманские практики, методы медитации Тантры помогают уравновесить то, что лишилось равновесия, и развить то, чего недостает. В отличие от шаманских практик их обычно выполняют не в ответ на какие-то особые ситуации, а постоянно. Благодаря регулярной практике мы можем сохранять свободное течение энергии тела. В этом случае мы не будем ни вялы, ни возбуждены, ни слабы, ни тревожны. Такая уравновешенность заметно облегчает практику медитации. Она способствует прояснению ума и укреплению тела, помогает нам узнать природу ума и пребывать в ней.

Видео по практике Цалунг целиком в исполнении ламы Yong Tong Tenzin

Практика Цалунг в исполнении Lama Yong Tong Tenzin

Пять внутренних практик цалунг

Как и в любой духовной практике, в практике цалунг легче всего освоить ее внешнюю разновидность. Затем нужно научиться вызывать в себе внутреннее переживание и его поддерживать. Если во время выполнения йогических практик ум блуждает, вы не получите прочных результатов. Поэтому постарайтесь понять, для чего служит каждая часть практики, каковы ее цель и метод. Будьте собранными.

В следующем ряду практик задачи и цели те же, что и в предыдущих. Несмотря на то, что эти практики называются внутренними, они включают в себя движения тела, хотя их меньше, чем во внешних практиках. Они работают с теми же пранами в тех же чакрах, что и внешние практики.

Поднимающая прана

Эта практика открывает верх центрального канала, а также горловую и теменную чакры.

Вдохните. С закрытым ртом зажмите [пальцами] нос и очень осторожно «выдыхайте», словно прочищая уши в самолете или при нырянии. Действуйте очень мягко и осторожно, чтобы не повредить уши. Цель здесь не в том, чтобы прочистить уши, но в том, чтобы, используя внутреннее давление, направить внимание на теменную чакру. Постарайтесь как можно лучше почувствовать ощущение в темени. Используйте воображение, чтобы сосредоточить давление в центральном канале и ощутить открытие чакры.

Если вы ничего не чувствуете, просто продолжайте направлять внимание на темя. Приложите небольшое давление воздухом, который вы задерживаете.

Если же у вас есть соответствующее ощущение, присутствуйте в нем. Пусть воздух распределится естественно. Продолжайте сосредоточиваться на теменной чакре, но осознанность пусть будет совершенно открытой и свободной.

Выдохните, направляя прану вверх через чакру.

Выполняйте эту практику в любое время, когда захотите, но особенно, когда вы угнетены, подавленны или вялы, когда чувствуете, что вам не хватает сил справиться с поставленной задачей, когда недостает ясности или бодрости, когда вы отвлекаетесь или пребываете в смятении.

Прана жизненной силы

Центр праны жизненной силы — сердечная чакра.

Ощутите биение сердца, если нужно, положив руку на грудь. Дышите глубоко, расслабьтесь. Затем сделайте вдох. Представьте, что с вдохом со всех сторон в ваше сердце устремляются свет и благотворная энергия, входят в сердечную чакру и оживляют прану жизненной силы. Оставаясь расслабленными, задержите дыхание и сосредоточьте его в сердечной чакре, чтобы развить там энергию. Чтобы направить свое внимание на грудь, используйте ощущения того, как расширяется грудная клетка, расправляются кожа и мышцы. Выдохните медленно и плавно и полностью расслабьтесь. Повторите, сохраняя внимание на сердечной чакре в центральном канале. Закончив, пребывайте в этом переживании, пока оно остается свежим.

Выполняйте эту практику при обстоятельствах, похожих на те, что упоминались при описании практики с поднимающей праной, а также в таких ситуациях, которые, как вам кажется, истощают вашу жизненную энергию и силы или приносят неудовлетворенность или огорчения. Это упражнение поддерживает сосредоточенную осознанность.

Прана, подобная огню

Прана, подобная огню, сосредоточивается в пупочной чакре.

В этой практике используется следующая метафора: живот — это океан, а позвоночник — скала на берегу. Океан должен омывать скалу со всех сторон и возвращаться. Вдохните, задержите дыхание, втягивая живот к позвоночнику, а затем плавно расслабьтесь с выдохом. Пребывайте в чистом ригпа. Повторите.

Эту практику хорошо выполнять, когда вы рассеянны или не можете сосредоточиться. Обратите внимание на ощущение усиливающегося тепла в области пупка. Используйте воображение, чтобы разогнать огненную прану по всему телу.

Вездесущая прана

Вездесущая прана наполняет все тело.

Лягте или сядьте в позе медитации. Сделав выдох, сожмитесь как можно сильнее. Пусть тело занимает как можно меньше места; напрягите мышцы. Затем, на вдохе, медленно раскрывайте пальцы, руки, ноги, туловище. Вытянитесь и расслабьтесь, чтобы занимать как можно больше места. Вытягиваясь, ощутите, как вездесущая прана движется, распространяясь из центра тела по всему телу, до кончиков пальцев рук и ног. Выдохните и расслабьтесь в чистом присутствии, ощущая, как прана наполняет все ваше тело и пространство вокруг вас.

Эту практику очень приятно выполнять по утрам, проснувшись, но можете делать ее, когда захотите.

Опускающая прана

Для этой практики сосредоточьтесь на тайной чакре позади гениталий.

[На вдохе] сократите мышцы тазового дна, мышцы промежности и ануса, оставайтесь так несколько секунд, а потом расслабьтесь. Повторите. Если хотите, можно также за время одной задержки дыхания сокращать и расслаблять мышцы несколько раз. После последнего расслабления мышц сделайте выдох, направляя прану вниз за пределы тела, и погрузитесь в состояние расслабленности, которое наступает после снятия напряжения. Расслабление, которое приносит эта практика, делает ее полезной при состоянии тревоги или неустойчивости.

Пять тайных практик цалунг

На тайном уровне этих практик используются те же самые пять пран, что и в предыдущих практиках, но тайные практики выполняют исключительно умом, поэтому они называются «тайными». Эти упрощенные практики цалунг можно выполнять где угодно, потому что в них для активизации чакр применяют только внимание, а не движение.

С каждой чакрой связаны свои форма и цвет. Эта форма представляет собой не конкретные очертания чакры, а скорее схему расположения в этом месте каналов энергии. Цвет связан с качествами энергии элементов, которые активизируются в данной чакре. Для подкрепления и защиты переживания в каждой чакре представляют слог «А».

Выполняйте практику по три раза с каждой чакрой или до тех пор, пока не получите отчетливое переживание. Затем вызовите в этой чакре качество, которое вы хотите развить: сострадание, умиротворенность, любовь, открытость, мудрость, щедрость. Развивайте качества, которые нужны вам в ваших практиках и в повседневной жизни. Эти практики похожи на то, как в помещении храма наводят чистоту, а потом устраивают алтарь, развешивая священные изображения и зажигая благовония.

Сосредоточьтесь на теменной чакре. Представьте нечто в форме зонта, поднимающееся из горловой чакры и распространяющееся через мозг к темени. Цвет — бледно-желтый или золотой. Поднимающая прана, связанная с элементом земля, исходит из горловой чакры, проходит через мозг и достигает теменной чакры.

Молитесь, чтобы здесь пробудились пять мудростей, благих божественных качеств, и чтобы они стали сильными и яркими. Почувствуйте, как открывается ваша теменная чакра, ощутите свою связь с высшими духовными измерениями. Представляйте в теменной чакре сияющее белое «А». Пусть его сияние усиливается. Оно символизирует сострадание. Предоставьте состраданию, сиянию и блаженству наполнить все ваше восприятие: все ваше тело, всех живых существ и все места. Это сострадание — не сентиментальное, деланное чувство: оно богато и действенно. Именно глубокое сострадание спонтанно возникает в состоянии просветления.

Сосредоточьтесь на горловой чакре. Дайте ей открыться и расслабьтесь. В этой чакре находится сияющее белое «А», символ умиротворенности. Из него во всех направлениях исходит умиротворенность, которая наполняет каждую клетку тела, а также все окружающее и всех существ.

Направьте внимание на сердечную чакру, центр связанной с элементом пространство праны жизненной силы. Сердечный центр обширен, полон белого света, принимающего очертания исполняющей желания драгоценности. Пусть эта чакра откроется и расслабится. В сердце пребывает присутствие — станьте им. Представьте в сердце сияющее белое «А». Вызовите качества любви и открытости, и пусть они наполнят все, словно чистый белый свет, озаряющий время и пространство.

Направьте внимание на пупочную чакру. Она красного цвета и находится не на поверхности, а в центре туловища. Здесь сосредоточена прана, подобная огню. Из этой чакры, как спицы колеса, отходят каналы; ощутите жар, исходящий из чакры. Пусть уйдет всякая напряженность. Представьте в чакре сияющее белое «А». Вызовите и сохраните качества: ясность, мудрость и естественное состояние ума. Пусть они наполнят все бытие. Все есть ясное присутствие; каждое существо — проявление чистой мудрости.

Сосредоточьтесь на чакре, расположенной между пупком и тайной чакрой на расстоянии приблизительно четырех пальцев ниже пупка, там, где боковые каналы соединяются с центральным каналом. Здесь собирается вездесущая прана, связанная с элементом воздух. Ощутите качество воздуха. Представьте сияющее белое «А». Пусть возникнут благотворные аспекты воздуха: гибкость, ясность, сообразительность. Пусть эти благие качества распространятся из чакры по всему пространству, как зеленые лучи света.

Теперь пусть ум сосредоточится на тайной чакре, где собирается опускающая прана, связанная с элементом вода. Эта энергия образует форму, напоминающую кузнечные мехи, обращенные узкой стороной вниз. Ощутите мощное присутствие элемента. Представьте белое «А». Вызовите и сохраните качество щедрости. Пусть распустятся узлы жадности и ненасытности. Ослабьте гнет эгоизма и растворите страх потери. Излучайте энергию открытости, участия и щедрости.

Используйте воображение, чтобы усилить переживание, внести изменения в сознание, поддерживать и сохранять благотворные качества. Работайте со всеми качествами сразу или же только с одним качеством и одной чакрой. Обращайте внимание на разницу в переживаниях, когда вы сосредоточиваетесь на разных чакрах. Экспериментируйте. Выполняйте практики во время специального занятия медитацией или в течение дня, когда вам необходимо прийти в себя, или в любое другое время.

Когда вам нужна энергия, выполняйте больше практик с физическими движениями. Они придадут сил вашему переживанию. Более тонкие упражнения выполняйте, когда по какой-то причине невозможно выполнять физические упражнения или когда вы просто сидите или идете.

Получив переживание, каждый раз излучайте его вовне в виде света, чтобы от него получили пользу каждое существо и каждый элемент окружающего мира. В Тантре с таким преображением работают до тех пор, пока оно не станет привычным способом мировосприятия. Добро действительно живет в этом мире, и только из-за своих кармических склонностей, которые все искажают, мы не можем прямо это увидеть.

Если у вас болит голова, ощутите в головной боли умиротворенность. Если обстановка неспокойная — злятся люди, бушует непогода — осознайте, что в основе гнева лежит умиротворенность — умиротворенность того пространства, в котором разыгрывается буря. Работая с каждым качеством, обнаруживайте его даже в самых неожиданных обстоятельствах. Это все равно что слышать тишину в отчаянном грохоте.

Открытие чакр

Каждое из описанных выше упражнений отрывает ту или иную чакру, но почему важно открывать чакры? Согласно одной из метафор, центральный канал — это ствол древа, чакры — ветви, а качества, связанные с чакрами, — плоды. Плод созревает тогда, когда в вашем восприятии проявляются качества. Если чакры закрыты, качества не могут получить полного выражения. Возможно, вы обладаете состраданием, но, если чакры закрыты, оно не сможет проявиться в полной мере. Если же чакры полностью открыты, сострадание становится больше и шире, приближается к всеобъемлющему, основополагающему состраданию, которое естественным образом возникает у будд.

С помощью практик каналов и пран мы устраняем препятствия в каналах и чакрах. Этот процесс похож на то, как прочищают трубу, забитую льдом: ее можно потрясти, нагреть или продуть. Делать физические движения — все равно что трясти трубу. Выполнять задержку дыхания и умом направлять прану — это разогревание. Делать выдох — значит продувать каналы и чакры, чтобы их очистить. Результат — ощущение открытости и облегчения.

Если пойти дальше практик, связанных лишь с телом, и применить воображение и внимание, это поможет нам открыть энергетический уровень переживания и изменить качество сознания. И тогда мы обнаружим, что в сердце у нас — будда сострадания, на темени — будда блаженства, в горле — будда покоя, в пупке — будда мудрости, а в тайной чакре — будда щедрости.

Когда чакра открыта, могут возникать особые переживания. Поскольку на Западе люди зачастую склонны воспринимать энергетические зажимы в своем организме как эмоциональные, а не физические или энергетические нарушения, многие ощущают снятие такого зажима как эмоциональный катарсис. Однако для людей традиционной тибетской культуры снятие зажимов проявляется больше как энергетическое и физическое явление: они могут дрожать, трястись, дергаться, потеть, испытывать головокружение и т. д. У других людей, когда они сосредоточиваются на чакре, могут появляться мысленные образы. Эти образы бывают связаны с зажимами или напряжениями, мешающими течению праны через эту чакру, — с дурными воспоминаниями или травмами. Или же, когда чакра открыта, могут приходить положительные образы: духовные символы, божества, будды, богини и т. д.

Однако открытие чакры не всегда сопровождается появлением каких-либо переживаний — чаще ничего особенного не происходит. Глубокое открытие не связано ни с эмоциями, ни с образами. Но, если что-то действительно происходит, пусть все идет как идет, — не стоит держаться за возникающие переживания. Позвольте им проявиться, а затем позвольте им уйти. Это переживания очищения, не нужно за них держаться.

Если у вас нет никаких ощущений в одной из чакр, возможно, эта чакра зажата. Постарайтесь сознательно расслабить эту область. Помассируйте ее. Выполните дыхательные практики с этой чакрой. Внимание и осознанность приведут туда ум. Когда это произойдет, он направит в эту область прану. Это принесет пользу.

Независимо от того, испытали вы сначала эмоциональное облегчение или увидели образы, или ощутили физические проявления, в итоге вы получите переживание простора, открытости, благотворных качеств, которые принято считать различными аспектами мудрости.

Поскольку зачастую люди невольно считают свои слабости и проблемы частью своей личности, лишившись их, они ощущают вместо них пустоту, которая может вызывать страх. Затем старые привычки возвращаются и это пространство заполняется впечатлениями или эмоциональными переживаниями, или действиями, которыми обычно наполнено жизненное пространство.

Чтобы такого не происходило, для защиты этого пространства вы можете воспользоваться «доспехами»: представлять священные слоги, мантры, божеств или образ своего учителя. В пространстве чакр вызывайте благие символы, чтобы защитить их от возвращения врожденных кармических склонностей и привычек.

В Тантре тело никогда не считают греховным или нечистым. Наоборот — это мандала, священный дворец. В некоторых тантрах приводятся перечни множества божеств, которые составляют руки, голову, органы и т. д., так что все тело видится как сплетение божественных энергий и скрытых сил. Необходимо обнаружить священную природу тела и жить в ней.

Интересная статья? Поделитесь ей с друзьями!

2 КОММЕНТАРИИ

  1. Первоисточник http://www.garuda-bon.ru/articles_37_65.html
    практиковать лишь под руководством опытных инструкторов — получивших передачу от Тензина Вангьяла

  2. Очень интересная практика, прямо сейчас и займусь ее освоением.
    Спасибо за столь ценную информацию.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ